Богочеловеческий союз, или Для чего нужны церковные обряды?
 Нашему сыну уже 4 месяца, колики постепенно ...
Я часто задумывалась над таким вопросами как: ...
 Интересная кошка, прочитал все, понравилось
Последний вопрос:
У меня очень серьезный случай с зубами...
Последние сообщения:
Отдых: На Сахалине много хороших экскурсий?
Главная » Здоровый Дух » Вера » Богочеловеческий союз, или Для чего нужны церковные обряды?

Богочеловеческий союз, или Для чего нужны церковные обряды?

Что такое церковная традиция, таинство? Чем обряд (форма) кардинально отличается от самого священнодействия? И в чем заключается главное противостояние – вера в Бога и суеверия? На эти и другие вопросы, связанные с жизнью Русской Православной Церкви, отвечает протоиерей Александр Немчинов. В церковном году множество великих праздников, им соответствует сформированная в течение долгого времени церковная традиция: на Пасху мы святим куличи и пасхи, в праздник Крещения Господня спешим за крещенской водой. Но достаточно ли этого или освящение чего-либо является лишь пестованием внешней формы? Итак, несколько слов об обрядах и церковных праздниках.

 

Небесное в земном, или Несколько слов об обрядах.

Церковная традиция формировалась веками, и если рассматривать ее во всей полноте, то нас непрестанно восхищает глубина ее богословского смысла, гармония формы (обряда) и содержания (Таинства). Большинство людей, приходящих в храм, не осознают в должной полноте сакральный смысл священнодействия и богослужений, особенно это касается тех, кто приходит в храм только по большим праздникам, т.е. несколько раз в году, и которым в церкви непонятно практически все.

И вот типичная картина: церковный праздник, который включает в себя какое-либо благословение или освящение. Именно в эти дни в храмы стекается большое количество людей, многие из которых всерьез считают, что самое главное в этот праздник освятить то, что они принесли (вербу, куличи, яблоки). В Церкви – праздник. Души и сердца молящихся переполнены благоговением и радостью, а перед храмами выстраиваются рядами люди, которым духовное торжество безразлично. Они напряженно ждут, когда выйдет батюшка, совершит необходимую «процедуру», и они уйдут уже домой. Явление довольно печальное, имеющее много причин, начиная от языческих пережитков в нашем сознании, нашего общего бескультурья и заканчивая сегодняшним прагматичным образом жизни, когда внешнее становится важнее внутреннего, а проблема духовного совершенствования никого не интересует. Восприятие церковной традиции только как обрядовой, а часто еще связанной и с какими-либо суевериями, у одних людей закрепляется как норматив, других отталкивает от Церкви.

Но, как бы то ни было, обрядовые традиции  вызывают у людей много вопросов, ответить на которые мы попросили протоиерея Александра Немчинова.

– В Православной Церкви много различных обрядов, какова их роль в духовной жизни человека?

– Обряд – это внешняя сторона проявления Таинства и священнодействия, это своего рода сосуд, содержащий в себе святыню. Можно сказать, что обряд – это естественное проявление религиозности. Если, к примеру, нам весело – мы смеемся, если очень грустно – мы плачем, и это внешнее проявление нашего состояния. Так и в обрядах проявляется наше благоговение и любовь к Богу. А в таком священнодействии, как окропление святой водой, момент освящения становится видимым, даже осязаемым.

– Значит, то, что освящено, имеет сакральное содержание и оказывает благотворное влияние на тех, кто с ним соприкоснется?

– Имеет, но не на всех, а лишь на тех, кто воспринимает все освещенное с верой, а значит, с доверием и осознанием святости. «По вере вашей да будет вам».

– Очень часто в сознании людей Церковная традиция соседствует с откровенными суевериями. Например, какой рукой ставить или передавать свечу и целый ряд «народных преданий», как ее гасить и другое. Почему такие суеверия присутствуют в Церкви и оказываются столь живучими, ведь отношение Церкви к ним строго негативное?

– Здесь нужно провести небольшой исторический экскурс. Парадокс, но монументальные, высокоразвитые языческие культы умирают и уходят в прошлое без остатка, а слаборазвитые продолжают существовать в виде каких-либо примитивных суеверий. Так, например, мы не видим каких-то пережитков египетского или олимпийского язычества, зато многие элементы верований наших предков – славян оказались, как вы правильно сказали, живучими. Мало того, они приживаются, мимикрируют и паразитируют в Церкви. И «благодаря» им, появляется соблазн низвести Православие на уровень примитивного земледельческого языческого культа. Понятно, что это гораздо легче и проще, чем путь самосовершенствования через вхождение в полноту Церковного Предания.

– В сознании многих людей, к сожалению, освященная верба, Сретенские свечи, Троицкая трава являются неким магическим оберегом. Нет ли здесь опасности слияния христианства с магизмом?

– Магизм и Православие – это пути взаимоисключающие. Здесь никакого компромисса, тем более слияния, быть не может. Другое дело, что элементы магизма, увы, проникают в Православие как некое инородное вкрапление. Хуже всего, что они проникают и живут в сознании людей. Здесь очень важна духовно-просветительская работа, чтобы помочь людям прозреть, а самое главное, чтобы воцерковление и становление духовно-молитвенного опыта было полноценным и здоровым. Тогда подобные магические заблуждения станут для человека попросту неприемлемыми.
 
– Наверное, на каждый праздник, связанный с освящением, Вам приходится слышать много вопросов на эту тему. Какие из них наиболее распространенные?

– Видите ли, вопросы, связанные с освящением чего-либо, чаще всего задают люди еще невоцерковленные. Но Церковь никогда не упускает надежды на то, что встреча с Христом у них еще впереди. Что же касается содержания вопросов, то, в основном, это вопросы, связанные с внешней формой, скажем так, с «технической» стороной освящения. Всегда удручают (наверное, как и любого пастыря) такие вопросы: «В котором часу прийти, чтобы освятить (яблоки, куличи, воду)?» Представьте, если дети приходят к родителям только для того, чтобы что-то у них взять, всячески показывая, что сами родители им не нужны. Конечно же, для родителей это обидно и оскорбительно. Так и к Отцу нашему Небесному нужно идти не только, когда что-то случилось и нужна Его помощь, и не только для того, чтобы что-то взять, а для молитвенно-духовного единения с Ним. И единственным побуждением к этому может быть только любовь, и только тогда может состояться этот Богочеловеческий союз, к которому призвано все человечество.

Автор: протоиерей Александр Немчинов
По материалам: Ekklezia.ru
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Яндекс-закладки Добавить в Вконтакте Добавить в Мой мир
Оценить:          
Рейтинг: 
Просмотров: (4568)

Уважаемый Гость! Чтобы оставить комментарий к данной статье, Вам необходимо зарегистрироваться.

ЗарегистрироватьсяСпасибо, позже

Комментарии: 0 Ответов: 0

Комментарии



Copyright © 2003 -    www.ARTofCare.ru
Копирование материалов или их фрагментов разрешается только в случае указания прямой
активной ссылки на страницу сайта Artofcare.ru с исходным текстом.
Пользовательское соглашение (Политика конфиденциальности)