Совершенное смирение и нестяжательство, или Как работать с православным?
 Нашему сыну уже 4 месяца, колики постепенно ...
Я часто задумывалась над таким вопросами как: ...
 Интересная кошка, прочитал все, понравилось
Последний вопрос:
У меня очень серьезный случай с зубами...
Последние сообщения:
Отдых: На Сахалине много хороших экскурсий?
Главная » Здоровый Дух » Вера » Совершенное смирение и нестяжательство, или Как работать с православным?

Совершенное смирение и нестяжательство, или Как работать с православным?

Можно ли брать на работу специалиста, ориентируясь на его религиозные предпочтения или веру? Есть у православного христианина очевидный блат в православной организации или перед православным руководителем? Автор статьи рассуждает в статье на тему профессиональной пригодности и ее отсутствия, а кроме того поднимает вопрос: как работать с православным? Является ли то обстоятельство – что начальник и подчиненный – прихожане одного храма – аргументом в пользу сотрудника, который или вовсе не хочет работать, или не справляется со своими обязанностями? И, наконец, где пролегает грань между необходимым христианским смирением и ненужным попустительством?

Работать с православным: дорога в патерик, вымощенная благими намерениями

На эту тему много говорят и пишут. Как те, кто сам является «православным врачом», или экономистом, или уборщицей, так и руководители, нанимающие на работу специалистов с таинственной приставкой «православный». Будучи уже довольно длительное время и тем, и другим одновременно, могу смело утверждать: работать с православными людьми – прямая дорога в патерик. Вот только вопрос, в каком качестве тебя в него запишут…

Как-то в разговоре с одной знакомой матушкой зашла у нас речь о православных нравах.
В частности, какие из сложившихся приходских традиций по тем или иным причинам не укладываются в голове. Меня тогда терзало недоумение – почему люди, из года в год каждое воскресенье встречающиеся за богослужением в храме, часто ведут себя при этом как чужие. Не здороваются, не общаются – ни тебе духа соборности, совместного делания. На что матушка – мудрый, опытный человек – спокойно заметила: «Но ведь, прежде всего, предстоящие в храме – это незнакомые люди».

Тогда это замечание стало озарением: не обязан же каждый, приходящий в храм помолиться и почерпнуть благодати Божьей, автоматически начинать общение с окружающими его в церкви людьми. Ведь и в жизни мы сходимся по интересам и общности характеров, так почему в церковной ограде должен действовать другой принцип?

Мысль эта, может и спорная, помнится, ощутимо сняла накопившееся в душе напряжение. И сейчас останавливаясь иногда взглядом на прихожанах, с которыми хотелось бы познакомиться поближе, напоминаю себе, что общение нужно заслужить. Что нужно уметь быть интересным собеседником, а не навязываться человеку под предлогом «а я в это воскресенье рядом с вами справа от клироса стоял…».

Иначе обстоит дело с работой и квалификацией. Если ты православный, и приходишь устраиваться на работу к православному руководителю, то возьмут тебя обязательно – с руками и ногами. На собеседовании поговорят с тобой о святых отцах и общих знакомых (которые всенепременно обнаружатся, потому как православный мир, тем более в нашей стране, тесен), и в последнюю очередь зададут пару вопросов о твоей квалификации. Неважно, что ответишь, и насколько велик твой опыт работы – главное, что «православный еси», а все остальное приложится. И нельзя сказать, что схема эта не работает. Сколько раз бывало, что человек, желающий потрудиться на благо Церкви в любом из направлений ее деятельности, пусть даже в незнакомой до этого для себя ипостаси, путем смирения, трудолюбия и послушания достигал отличных результатов. Понимая, что именно в церковной ограде он хотел бы трудиться, преодолевал даже превосходящие его силы преграды, твердо следуя намеченной цели. И получалось хорошо, и получалось то, чего никто даже ожидать не мог.

Поэтому приставка «православный» к любому виду специальности – это, как правило, исключительно плюс. Как знак качества, подразумевающий, что человек, получивший, как и сто его сокурсников по вузу, определенную специальность, к преподаваемым ему знаниям приложил свою волю, прилежание, личное нравственное усилие.

Другое дело, что за прилагательным «православный» часто не стоит ровно ничего.

То есть, да, человек ходит в церковь, исповедуется, причащается, осваивает тонкие богословские вопросы, ведет с прихожанами умные беседы. А зубы, как врач, ремонтирует очень плохо – небрежно, неаккуратно, причиняя пациентам боль. Пломбы его выпадают, зубы, запломбированные им, крошатся. Но он – православный врач. И прихожане с благоговейным придыханием рассказывают и рекомендуют друг другу обращаться только к «православному зубному врачу». При этом вслух сказать, что у него плохо получается, – стесняются. Ведь он – «православный».

И таких зубных врачей – множество. Равно как портных и кондитеров, корректоров и журналистов, веб-мастеров и системных администраторов, писателей и поэтов, певцов и водителей. А подчас и священников. Когда плохая квалификация или скверные личные качества делают работу с человеком неприятной до невозможности, а ты – как те мыши, которые «плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Уговаривая себя при этом, что не человек – хам, а ты недостаточно смиренный; не коллега по работе необязательный, а ты слишком придирчивый; не стихи плохие, а ты приземленный и недуховный, ничего в искусстве непонимающий.

А главное – укрепляясь в желании завершить сотрудничество или прекратить общение с подобным «тяжелым» сотрудником, муки совести чувствуешь ужасные: вроде как православные христиане, должны вместе держаться. Ты сам, недостойный раб Божий, должен понести тяготы другого: если он не выполняет своих обещаний – самому за него выполнить, если плохо делает свою работу – остаться после рабочего дня и переделать за него. А если тебя при этом одолевают возмущение и гнев, значит, горделивый ты и строптивый к тому же.

Не спорю, наши ближние – лучшие «смирители».

Господь, как неоднократно подчеркивают в своих проповедях священнослужители, посылает в нашу жизнь именно тех людей, взаимодействие с которыми наилучшим образом ведет нас ко спасению, проявляет наши слабые в духовном плане места, учит терпению и смирению. Очень близким в этом отношении является для меня Курт Воннегут со своей известной фразой:

«Если чья-то жизнь без видимых причин переплелась с вашей и вы никак не можете расстаться, то это, вероятно, член вашего карасса, команды, которую собрал Бог, чтобы она для Него что-нибудь, наконец, сделала».

Только так, по моему глубокому убеждению, и следует относиться к окружающим тебя людям – что бы в них тебя ни задевало. Но при этом важно – просто жизненно необходимо – четко расставлять приоритеты. Мы команда, если движемся к одной цели. Если мы пришли работать, то критерием оценки для нас должно быть не выносливость к выстаиванию долгих богослужений или знание церковного устава, а стремление и умение хорошо делать свое дело. Не возьмет же священник на клирос человека, с детских лет посещающего храм, но не имеющего ни слуха, ни голоса, чтобы петь в церковном хоре. Так и здесь. Лучше пусть православный верующий примет решение не работать больше в редакции церковного издания, если не чувствует к тому расположения и желания. Тем самым он сохранит мир в душах – своей и членов коллектива, взаимоуважение и желание продолжить хотя бы молитвенное общение.

А вообще, интересная это категория специалистов – православные. Каких только «перлов» здесь не встретишь. Им и денег не нужно – «во славу Божью» работают. Правда, как потом может оказаться, если денег они не берут, то и работу до конца не доводят. Им главное – для Церкви потрудиться и Богу угодить. Но, радуя твой слух фразами «проклят тот, кто дело Божье делает небрежно», они в ту же самую секунду то же самое Божье дело делают не то, что небрежно, а вообще никак – или абы-как. И на любые твои вопли: так же нельзя, это же никуда не годится, чистосердечно вопиют в ответ: «Ай, как нехорошо получилось!» Они говорят, что готовы хоть день и ночь для церкви работать – а не работают ни днем, ни ночью. Приходя и устраиваясь на работу, они с опаской, прямо тебе в лицо говорят, что их предупреждали, как «ненадежно и неблагополучно с точки зрения оплаты» сотрудничать с православными компаниями. И ты разбиваешься в лепешку, чтобы не подвести, чтобы человеку достойно оплатили труд. Стараешься похвалить лишний раз, а он садится на голову и перестает ходить на работу. Когда, в конце концов, ставишь вопрос о прекращении этого бедлама: или работай, или на выход, в ответ слышится: «Ну вот, меня предупреждали, что нельзя связываться с православными работодателями…»

Выдерживать иные «кренделя» порой вообще не представляется возможным. А когда окончательно сдают нервы, и ты уже чувствуешь, что вконец «намучился», а за твое терпение тебе при жизни памятник нужно ставить, вдруг по аське совершенно случайно получаешь слова: «Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства».

Вот так вот. Ты-то думал, что это ты смиряешься, терпишь и страдаешь от нерадивости работающего с тобой бок о бок ближнего. А выходит, что он в это время, может так статься, праведному Симеону подражает. И его «совершенное смирение и нестяжательство» потом в Патерике будет описано.

Лучший выход, наверное, – не доводить друг друга «до святости». Не испытывать терпение, не совершать одних и тех же ошибок, не подводить по мелочам, не срывать сроки сдачи работы. Одним словом, трудиться, вырастая на своем рабочем месте, прежде всего, профессионально. Чтобы в производственном процессе – будь-то выпечка хлеба, пошив одежды или написание статьи – о тебе судили по тому, какой ты специалист. А не прикрывали твои недочеты оправданием «зато он, знаете, какой православный!..»

Автор: Юлия Комнико
По материалам: Samaryanka.in.ua
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Яндекс-закладки Добавить в Вконтакте Добавить в Мой мир
Оценить:          
Рейтинг: 
Просмотров: (4439)

Уважаемый Гость! Чтобы оставить комментарий к данной статье, Вам необходимо зарегистрироваться.

ЗарегистрироватьсяСпасибо, позже

Комментарии: 0 Ответов: 0

Комментарии



Copyright © 2003 -    www.ARTofCare.ru
Копирование материалов или их фрагментов разрешается только в случае указания прямой
активной ссылки на страницу сайта Artofcare.ru с исходным текстом.
Пользовательское соглашение (Политика конфиденциальности)