Дзюдоист – это не профессия, это судьба
 Нашему сыну уже 4 месяца, колики постепенно ...
Я часто задумывалась над таким вопросами как: ...
 Интересная кошка, прочитал все, понравилось
Последний вопрос:
У меня очень серьезный случай с зубами...
Последние сообщения:
Отдых: На Сахалине много хороших экскурсий?
Главная » Движение » Боевые искусства » Дзюдоист – это не профессия, это судьба

Дзюдоист – это не профессия, это судьба

Последователи Дзигоро Кано, основателя школы дзюдо Кодокан, – это бойцы, идущие по «гибкому пути». Ведь название восточной боевой системы произошло от слияния двух японских слов дзю – «гибкий», и до – «путь»). Дзюдо не столько одна из разновидностей спортивных единоборств, сколько искусство и, если хотите, философия, в основе которой лежат два принципа: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса и наилучшее использование тела и духа.

Классическое дзюдо

Дзюдо было создано в 80-е года ХIХ века: датой рождения считается день основания Дзигоро Кано первой школы дзюдо в 1882 году. На самом деле существует два дзюдо: классическое, сотворенное Дзигоро Кано в ХIХ веке, и современное, созданное японскими специалистами после Второй мировой войны. Современное дзюдо формировалось под влиянием и во многом по образу и подобию самбо, которое старше современного дзюдо минимум лет на 15.

В современном дзюдо от классического осталось, по большому счету, только атрибутика, а методика тренировок и способ ведения поединка строятся на принципах, позаимствованных из самбо. Приведем пример: в классическом дзюдо напрочь отсутствует само понятие борьбы – в том смысле, который мы сейчас вкладываем в это слово. Классическое дзюдо построено на понятии прием.

Поединок

Так, поединок представляет собой попытки двух борцов продемонстрировать друг другу приемы. Прием возведен в культ, смыслом борьбы становится проведение приема и не просто проведение, а так, как учили, то есть в канонической форме. Никакого творчества, никакой индивидуальной техники: не получается прием – значит, больше тренируйся.

Поединок в классическом дзюдо выглядит следующим образом: в стойке дзюдоист с помощью различных подготовительных действий стремится создать условия для проведения броска. Когда он считает, что такие условия созданы, то пытается его выполнить, если в этот момент противник оказывает сильное сопротивление и прием произвести не удается, дзюдоист останавливает атаку и старается, как можно быстрее вернуться в исходное положение. Далее процесс повторялся сначала.

Предположим, что дзюдоисту удалось выполнить бросок, далее он будет пытаться провести болевой или удушающий прием. Если это ему не удается, борец не сможет сделать ничего – в классическом дзюдо практически нет борьбы в партере (когда противника необходимо перевернуть, прижать лопатками к ковру и удержать в таком положении несколько секунд). Борьба в партере появилась только в современном дзюдо.

Кстати сказать, борьбе в партере дзюдоисты научились у самбистов. Причем, дзюдоисты из самбо позаимствовали не только методику тренировок и способ ведения поединка, идет полным ходом заимствование техники. В дзюдо из самбо перекочевали броски с захватом ног руками, захваты на спине, за пояс, бросок-«мельница», через голову подсадом голенью под бедро, обратные «мельницы», задние подножки на пятке.

Японцы такие заимствования не признают. В свое время Дзигоро Кано ввел в дзюдо раздел самообороны, позаимствовав для него технику из карате. В дзюдо отсутствовала классификация приемов, был просто набор, различных, не связанных между собой, техник. Японские специалисты отрицали необходимость общих физических упражнений и попросту игнорировали их.

Отсутствовала в дзюдо и комбинаторика, то есть умение переходить с одного приема на другой. Там действовал спекулятивный принцип, заимствованный из джиу-джитсу (или дзю-дзюцу) «каждый прием и при любых условиях удается». Дзюдо было чисто спортивным единоборством, использующим исключительно борцовскую технику, до начала 20-х годов, когда в программу подготовки дзюдоистов Кано ввел раздел самозащиты (госин-дзюцу).

Важнейшую часть госюн-дзюцу составили удары руками и ногами (атэ-вадза), заимствованные из каратэ в упрощенном варианте, особенно это касается техники ног. Однако по причине исторически сложившейся конкуренции между дзюдо и карате никто из основоположников дзюдо факта подобного заимствования не признает. Если разобраться с комплексом атэ-вадза, без труда устанавливается его прямое родство с карате. Правда, все приемы здесь носят другие названия.

Кроме ударов руками и ногами в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом. Ныне раздел работы с оружием в дзюдо практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучался, ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны, как называют японскую армию.

Тренировочный процесс

Сегодня кажется естественным поэтапный метод тренировки, разработанный в начале XX века Спиридоновым. Однако в джиу-джитсу и дзюдо, приемы которых вобрало самбо, навыки отрабатывались иначе. Ведь этапность в освоении техники организует именно тренер: большинство занимающихся стремятся как можно быстрее перейти к боевой манере исполнения приема, не имея при этом достаточной наработки, а как только прием немного начинает получаться, сразу устраивают спарринг. В восточных же единоборствах используется методика отработки техники в воздухе, включая ката, и спарринг, иногда можно увидеть отработку приемов в паре.

Дзюдо и самбо

Проживавший в Москве с лета 1919 года по сентябрь 1937 года другой известный в будущем самбист Ощепков «внедрял» дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. То, чему обучал Ощепков, он называл «борьбой вольного стиля" или «борьбой в одежде дзиу-до». Классическое дзюдо Ощепков преподавал только по началу, после возвращения из Японии в 1914 году. Вскоре он начал создавать собственную систему, сконструированную, как он говорил, по канонам дзюдо.

Почему Ощепков отошел от классического дзюдо и начал создавать собственную систему? Классическое дзюдо имело очень ограниченный технический арсенал – около 300 приемов. Практически все броски классического дзюдо выполнялись с одного-единственного захвата противника – захвата за рукав и разноименного отворота кимоно. Таким образом, дзюдо становилось бесполезным, когда на противнике не было соответствующей одежды, за которую дзюдоист мог бы выполнить свой привычный захват.

В чем же причина популярности дзюдо на Западе? Пожалуй, в Европе и в США данный вид борьбы сумел занять свою нишу: ведь на тот момент здесь не были распространены методики ведения боя в одежде. Несмотря на то, что джиу-джитсу появилось на Западе раньше, чем дзюдо, оно не могло составить ему конкуренцию, так как являлось чисто боевой системой, применяемой узким кругом специалистов, в основном только полицией. Дзюдо же, было спортивным единоборством, по которому проводились соревнования, что, вызывало дополнительный интерес публики. Во многих странах дзюдо получило государственную поддержку и было включено в программу физического воспитания в школе, полиции, армии.

Собственно говоря, дзюдо и было создано для решения задач физического и духовного воспитания, ведь прикладные задачи отходили в дзюдо на второй план.

По материалам: Спортивного клуба «АНТЫ»
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Яндекс-закладки Добавить в Вконтакте Добавить в Мой мир
Оценить:          
Рейтинг: 
Просмотров: (14949)

Уважаемый Гость! Чтобы оставить комментарий к данной статье, Вам необходимо зарегистрироваться.

ЗарегистрироватьсяСпасибо, позже

Комментарии: 0 Ответов: 0

Комментарии



Copyright © 2003 -    www.ARTofCare.ru
Копирование материалов или их фрагментов разрешается только в случае указания прямой
активной ссылки на страницу сайта Artofcare.ru с исходным текстом.
Пользовательское соглашение (Политика конфиденциальности)