«С хорошей долей недоверия»: Как относиться к чудесам?
 Нашему сыну уже 4 месяца, колики постепенно ...
Я часто задумывалась над таким вопросами как: ...
 Интересная кошка, прочитал все, понравилось
Последний вопрос:
У меня очень серьезный случай с зубами...
Последние сообщения:
Отдых: На Сахалине много хороших экскурсий?
Главная » Здоровый Дух » Вера » «С хорошей долей недоверия»: Как относиться к чудесам?

«С хорошей долей недоверия»: Как относиться к чудесам?

В интервью протоиерей Александр Немчинов рассуждает о том, что такое чудо, чем чудеса мирские отличаются от чудес церковных, а, кроме того, рассказывает о самой природе чуда и о том, чем чреват бесконечный поиск чудес в обычной жизни. Перед вами все, что вы хотели бы узнать о сверхъестественном: уместны ли такие явления в реальной, религиозной или духовной жизни? Тем более актуальна тема чудес и отношения к ним Церкви, христиан и священноначалия в условия близости праздничных рождественских и новогодних дней. Нужны ли людям чудеса и как различить истинное и ложное чудо?

Протоиерей Александр Немчинов: «Жизнь есть величайшее чудо»

Что называют чудом в Церкви и в миру? Почему даже очевидные чудеса не являются для многих прямым подтверждением веры? Да и вообще, нужны ли они в нашей жизни? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Александру Немчинову.

– Отец Александр, почему у современного человека так велика потребность в чуде?

– Все очень индивидуально. Например, для многих новичков в христианстве это поиск подтверждения Евангельских чудесных событий, интуитивная попытка доказательства истинности выбранного ими духовного пути.

Люди, которые только пытаются уверовать (а это порой требует волевых усилий) ищут в чудесах какую-то зацепку, пытаются ощутить, пережить, увидеть соприкосновение с запредельной реальностью.

Но чаще всего, увы, эта потребность имеет характер утилитарный. То есть когда естественных земных средств недостаточно для достижения желаемого результата, многие, не желая смириться с этим, пытаются решать свои вопросы сверхъестественным, «чудесным образом». Именно такой поиск чудес, приводит к той или иной форме магии, часто замаскированной под религиозные формы.

– Обязательно ли нужно чудо, чтобы уверовать?

– Нет, не обязательно. Мало того, часто бывает, что чудо, которое помогло человеку прийти к вере, со временем им же воспринимается по-иному. Тогда уже сама вера осознается как чудо. Т.е. обретая определенный духовный опыт, зрелость, человек осознает собственную наивность и впечатлительность.

Хотя здесь нужно несколько разграничить объем понятий, уточнить, что в данном случае мы называем чудом. Если это какое-то откровенно нарушение и разрушение естественных законов, вызывающее у очевидцев страх и ужас (мы сейчас не станем уточнять происхождение таких «чудес»), то они, как раз, если и приведут к вере, то наиболее вероятно, что не к Православной. Хотя всякое бывает.
Если же это осознание чудесного во всех проявлениях нашей жизни и осознание того, что жизнь сама по себе уже есть величайшее чудо, то это восхищает человеческий ум и дух к Источнику, Причине, Создателю этого чуда.

– Почему же одни видят в самой жизни чудо, а другие – нет?

– Мало того, уже понимая, что феномен жизни – это чудо, до сих пор не имеющий научного объяснения, одних это приводит к вере, а других – нет.

Главная причина здесь, пожалуй, это благодарность, как свойство личности. То есть, постигая то, что это жизнь, и мы, как ее составляющее, вызваны из небытия Творцом нашим Богом, тем более что человек это венец и цель творения, у людей рождается благодарность за все, что Господь творит и для человечества, и для каждого из нас в отдельности. В то время, как неблагодарных людей такие мысли оставляют равнодушными. Вот почему святитель конца IV – начала V в. св. Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных».

– Батюшка, как относится Церковь к сообщениям о чудесных событиях?

– Смотря к каким. Здесь важно определить первое: точно ли это чудо, а не мистификация. И если нет, то, каково происхождение этого чуда. Если оно от Бога, то в людях, оно порождает нравственное изменение, преображение, побуждает к покаянию, благоговению. Но если это чудо имеет демоническое происхождение, то оно воспринимается как сенсация, лишает человека мира и внутреннего равновесия, приводит, к нездоровой восторженности и психическим изменениям.

– Несколько раз Спаситель говорил, чтобы исцеленные Им не разглашали о чудесном исцелении. Почему?

– По мнению некоторых толкователей, для того, чтобы молва об исцелениях не дошла до Иерусалима раньше Его прихода, и враждебно настроенные священники не сказали бы, что никакого недуга и не было.

– В таком случае, нуждается ли чудо в сокрытии или к нему нужно привлекать всеобщее внимание?

– Опять же, смотря в каких случаях. Вот, например: история Христианства, вхождение и утверждение веры, Церкви Христовой в языческом мире, настроенном к ней враждебно, в котором предпринимались неоднократные попытки полного физического уничтожения Церкви, это величайшее чудо. Его, конечно же, нельзя скрывать. Или возрождение и полное перерождение человека в Церкви, которого все уже считали безнадежным, такое – чудо тоже скрывать незачем.

Если это чудо, скажем, мироточения, то об этом нужно, прежде всего, сообщить правящему архиерею или священнику. И рассказывать о нем можно только после того, как Церковь признает и подтвердит достоверность этого чуда.

Ну, а уж, что касается таких чудес, как вдруг откуда-то появившиеся «духовные дарования», «пророчества, «ясновидения» «вещие сны» и прочее, то о них можно и нужно рассказывать только на исповеди и молиться о том, чтобы Господь избавил от них, пока горе-«чудотворец» не распалился гордыней и надмением, и не дошел до неизлечимой формы душевной болезни.

– Зависит ли чудо от нашего субъективного мировосприятия?

– Несомненно, зависит. Так, например, в Евангелии мы читаем о том, как в Своем отечестве, в Назарете, Иисус не был понят и принят земляками, «и не совершил там многих чудес по неверствию их». (Мф.13.58). И напротив, твердая вера римского центуриона делает возможным исцеление его слуги. Сам Господь, восхищаясь его верой, говорит: «Как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8.13). А вот апостол Петр – напротив, шел по водам навстречу Господу до тех пор, пока не усомнился. Думаю, что подобная взаимосвязь веры и чуда имела и имеет место в жизни каждого верующего человека.

– Нужны ли вообще людям чудеса?

– Раз они имеют место, значит нужны. Без необходимости Господь не совершил бы ни одного чуда. Он не поддается, например, на дьявольское искушение броситься вниз с крыла Иерусалимского храма, (Мф.4. 5 – 7) а Ироду, надеющемуся «увидеть от Него какое-нибудь чудо», отвечает безмолвием (Лк.23.8). Потому что пустое и никому не нужное чудо – это всего лишь фокус, не сопоставимый с самим Образом Божиим. Поэтому, если уже Господь совершил то или иное чудо, значит, обойтись без него, действительно, нельзя.

– Бывает тяжело разобраться и различить, где истинные, а где ложные чудеса. Каковы их признаки?

– Чаще всего, чтобы разобраться нужно время. Поскольку выводы, сделанные под впечатлением от произошедшего события, могут быть эмоциональны, а, значит, не очень точны. Самое же главное свидетельство Божественности чудес, это духовное и нравственное преображение в человеке, пережившем это чудо.

– Часто бывает, что даже духовно опытные люди могут назвать чудом простые совпадения. Как отличить, где действительно чудо, а где совпадения?

– Опять же, должно пройти какое-то время, чтобы можно было более объективно оценить ситуацию и увидеть в ней присутствие и действие Божие.

Так, например, Лука и Клеопа поняли, что с ними говорил Сам Воскресший Спаситель не во время беседы, а только лишь после того, как Он стал невидимым для них.: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами»(Лк.24.32).

Мало того, то, что нам кажется простым стечением обстоятельств, на самом деле может быть действием Промысла Божия, то есть чудом. Да и вообще, верующий человек во всем видит Его живое и непосредственное присутствие. То есть «кто верит в случай, тот не верит в Бога».

– Отец Александр, а как бы Вы определили понятие «чудо»?

– Наверное, это проникновение первичной гармонии созданного Богом мира в нашу обыденную реальность. Ведь все зло и нестроения нашей жизни это – результат грехопадения человека, искажения самих основ антропологической природы, и как следствие – искажение всего, с чем соприкасается человек. Так вот, истинное чудо – это проблески того прекрасного первозданного мира в нашей унылой действительности, как свидетельство Божественной благости и милосердия.

– Существует некий парадокс: многие верят в христианские чудеса, а жизнь их от этого не меняется, почему?

– Думаю потому, что одной лишь веры недостаточно. Вера, (как известно) «без дел мертва», (Иак. 2. 20) она должна быть плодотворной и деятельной: только тогда она совершает в жизни человека перемены.

– Есть мнение, что чудо хороший способ проповеди. Так ли это?

– Из пастырской своей практики могу сказать, что рассказ о чудесах в проповедях, беседах, далеко не всех впечатляет, некоторых – наоборот, может и оттолкнуть.

– Иной раз создается впечатление, что некоторым через чудо легче уверовать, но жизнь в Церкви строится не на чудесах…

– Не знаю, может быть. Видите ли, что касается того, чтобы уверовать, то тут каждый проходит путь индивидуальный. Далеко не для всех, хотя для многих чудо является первичным толчком. А вот, что касается жизни Церкви – в ней все является чудом: каждое таинство, священнодействие – это великое чудо Божие.

Духовное перерождение, полное изменение всей жизни человека, это ли не чудо?! А таинство евхаристии, наше живое присутствие и участие в самой Тайной Вечери – чудо из чудес! Именно на таких чудесах и строится жизнь Церкви. Ну, а чудеса какие-то особые – только укрепляют Церковную жизнь и нашу веру.

– Кто-то сказал, что вера в чудеса углубляет одиночество человека в мире. Вы согласны с этим мнением?

– Мне кажется, что если человек зацикливается на этих мыслях, то да. Очень характерная черта нашей церковной действительности, это люди, пытающиеся напряженно и настойчиво найти нечто сверхъестественное. Слова о том, что чудеса не нужно искать, они вокруг и внутри нас для таких людей бывают совершенно не убедительны. Вполне логично, что для окружающих такие люди становятся странными, непонятными, да и неприятными. Потому что мысль о своей неординарности, избранности в этом случае неизбежна, а она обязательно порождает явные или скрытые надменность и апломб, приводит не только к одиночеству, но и к психическим расстройствам.

– Каким должно быть отношение православного христианина к чудесам?

– К чудесам, истинность которых засвидетельствована Церковью, православные христиане должны относиться благоговейно, трепетно. К тем же, о которых Церковь, прежде всего в лице правящего архиерея, пока молчит, лучше всего – с хорошей долей недоверия.

Автор: Константин Новак
По материалам: Samaryanka.in.ua
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Яндекс-закладки Добавить в Вконтакте Добавить в Мой мир
Оценить:          
Рейтинг: 
Просмотров: (4884)

Уважаемый Гость! Чтобы оставить комментарий к данной статье, Вам необходимо зарегистрироваться.

ЗарегистрироватьсяСпасибо, позже

Комментарии: 0 Ответов: 0

Комментарии



Copyright © 2003 -    www.ARTofCare.ru
Копирование материалов или их фрагментов разрешается только в случае указания прямой
активной ссылки на страницу сайта Artofcare.ru с исходным текстом.
Пользовательское соглашение (Политика конфиденциальности)